Согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 30 июля 2019 года № 24-05-05/57198, в случае предоставления участником закупки в качестве обеспечения заявки банковской гарантии, не соответствующей установленным требованиям, «учитывая положения части 1 статьи 27, пунктов 1 и 11 части 1 статьи 31, части 6 статьи 44, части 6 статьи 45 Закона № 44-ФЗ, в случае выявления в соответствии с частью 6 статьи 45 Закона № 44-ФЗ несоответствий банковской гарантии, предоставленной участником закупки в качестве обеспечения заявки, Минфин России считает возможным рассмотрение комиссией по осуществлению закупок вопроса об отклонении заявки на основании пункта 3 части 4 статьи 54.7, пункта 2 части 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ по причине несоответствия участника закупки требованиям части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ».

 

В связи с изложенным просим Вас выразить мнение о возможности предъявления единых требований к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - обеспечение заявки на участие в аукционе/конкурсе. В случае установления таких требований заказчику необходимо будет установить требованием о предоставлении копии банковской гарантии во вторых частях заявки участника закупки, что будет противоречить требованиям Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе части 5 статьи 44 (взаимодействие с реестром банковских гарантий осуществляет оператор электронной площадки).

  1. Частями 5-7 статьи 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлен порядок и сроки рассмотрения заказчиком банковской гарантии, поступившей в качестве обеспечения заявки, основания для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком, а также порядок уведомления заказчиком участника закупки об отказе в принятии банковской гарантии.
  2. В соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона оператор электронной площадки осуществляет взаимодействие с реестром банковских гарантий в соответствии с установленными требованиями. В связи с изложенным фактически банковская гарантия не поступает заказчику, заказчик получает ссылку на реестр банковских гарантий.

Прошу Вас выразить свое мнение о порядке действий уполномоченного органа/уполномоченного учреждения в случае выявления несоответствия банковской гарантии требованиям действующего законодательства.

 

 

11 октября 2019, 13:48

В силу части 20 статьи 44 Федерального закона о конрактной системе оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента получения от банка указанной информации при совокупности следующих условий:

1) на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 настоящего Федерального закона, отсутствует информация о банковской гарантии, выданной участнику закупки банком для целей обеспечения заявки.

В соответствии с пунктом 4 Правил взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 № 626, при направлении в порядке и случаях, которые установлены Федеральным законом, вторых частей заявок на участие в электронной процедуре оператор электронной площадки посредством аппаратно-программного комплекса электронной площадки направляет заказчику информацию об уникальном номере реестровой записи из реестра банковских гарантий, представленную соответствующим участником закупки.

Согласно части 5 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе заказчик рассматривает поступившую банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.

Пунктом 1 части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Однако банковская гарантия не указана в перечне документов и информации, перечисленных  в части 11 статьи 24.1, частях 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.

Таким образом, законом не предусмотрено прямого основания для отклонения заказчиком заявки в связи с представлением в качестве обеспечения заявки ненадлежащей банковской гарантии.

Если исходить из дословного прочтения части 5 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе, то заказчик обязан рассматривать поступившую банковскую гарантию, а не информацию об уникальном номере реестровой записи из реестра банковских гарантий.

Данный вопрос для получения разъяснений будет дополнительно направлен в ФАС России.

Наверх