В соответствии с частью 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.

Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Следовательно, государственный или муниципальный контракт, как и любой договор, будет считаться исполненным после выполнения своих обязательств сторонами в полном объеме.
Указанной позиции придерживается Минэкономразвития России (письмо от 10.03.2017 № д28и-1241).


Положениями муниципальных контрактов, заключаемых департаментом установлен срок действия контракта. При этом в муниципальных контрактах отсутствует условие о прекращении обязательств сторон, не исполненных до даты истечения срока действия контракта. В практике департамента присутствуют случаи, когда исполнитель не выполняет условия контракта в полном объеме до окончания срока действия контракта, часть качественно выполненных работ предоставляется исполнителем после истечения срока контракта, что в соответствии с требованиями действующего законодательства лишает заказчика (департамент) права принять выполненные работы по акту.


Воможно ли принятие работ по муниципальному контракту выполненных после окончания срока его действия с учетом вышеуказанных обстоятельств? 

28 марта 2019, 11:40

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе) и Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденном приказом Федеральной антимонопольной службы от 23.07.2015 № 649/15, зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.08.2015 № 38653 (далее – Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы), Омское УФАС России является уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд федеральным органом исполнительной власти.

 

При осуществлении государственного контроля в сфере закупок Омское УФАС России действует в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом о контрактной системе, а также Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы.

 

В силу части 2 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок (далее - субъекты контроля).

 

В соответствии с частью 3 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе Омское УФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе с учетом части 4 настоящей статьи.

При этом Омское УФАС России отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе контроль в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта.

 

Согласно части 8 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:

1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок;

2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;

3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;

4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

 

Таким образом, проверка исполнения контрактов, в том числе проверка соответствия оказанной услуги условиям контракта и целям осуществления закупки, составления заказчиком отчетных документов по заключенному контракту, а также проверка применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта не входит в полномочия Омского УФАС России, определенные Федеральным законом о контрактной системе и Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы.

 

Учитывая изложенное, Омским УФАС России указанное обращение было передано по подведомственности в департамент финансов и контроля Администрации города Омска для рассмотрения по существу.

 

Стоит отметить, что при рассмотрении обращений заказчиков о включении сведений о лицах в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта (договора) Омское УФАС России руководствуется пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

 

При этом в случае, если изначально в контракте (договоре) не установлено условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору, то Омское УФАС России признает такой контракт (договор) действующим.

Наверх