Рост розничных цен на энергоносители (бензин, газ, электроэнергия), реализуемые монополистами и крупными компаниями приводит к росту розничных цен на товары народного потребления. Почему на рост коммунальных услуг местных ресурсоснабжающих предприятий устанавливаются предельные индексы, а на услуги и товары монополистов нет?

16 ноября 2017, 13:18

В соответствии с пунктом «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики отнесены к ведению Российской Федерации.

В зависимости от роли в ценообразовании государства цены могут быть:

  • регулируемыми - цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер;

- нерегулируемыми (свободными, рыночными) - цены, складывающиеся на товарном рынке, без государственного воздействия на них, т.е. свободные от прямого ценового вмешательства властных структур, цены, устанавливаемые производителем товара (услуги) самостоятельно или на договорной основе с потребителем.

По мере развития рыночных отношений область применения свободных цен расширяется.

Главную роль в сфере ценообразования в Российской Федерации в настоящее время играют:

- Указ Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее – Указ Президента № 221);

- федеральные законы, регулирующие деятельность в определенных сферах (электроэнергетике, теплоснабжении, газоснабжении);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Данными актами определена государственная ценовая политика (государственная политика цен), представляющая собой совокупность целей, принципов и задач государственного регулирования цен. Она направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупок и на ряд социально значимых товаров и услуг.

Так, Указом Президента № 221 в целях дальнейшего углубления экономических реформ, повышения эффективности рыночной экономики и упорядочения государственного регулирования цен (тарифов) признана необходимой дальнейшая либерализация цен (тарифов).

Современный экономический словарь (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.) дает следующее определение либерализации цен: либерализацией цен называют переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных цен (рыночному ценообразованию).

В соответствии с Указом Президента № 221 государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в основном только на продукцию естественных монополий.

Правительство Российской Федерации  утверждает перечни товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию,  пересматривает указанные перечни по мере необходимости, имея в виду дальнейшую либерализацию цен (тарифов).

В настоящее время Правительством Российской Федерации утверждены три перечня:

- перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти;

- перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется посредством установления:

  • государственных фиксированных цен (тарифов);
  • предельных уровней цен (тарифов) или предельных отклонений от государственных фиксированных цен и тарифов, установление предельных индексов роста цен.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), определяя понятия монопольно высоких (статья 6) и монопольно низких (статья 7) цен, исключил случаи признания цен таковыми при  установлении их субъектом естественной монополии в пределах тарифа, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, в рамках Закона о защите конкуренции  осуществляется контроль за рыночными (свободными) ценами.

В соответствии с действующим законодательством цены на нефтепродукты не подлежат государственному регулированию, формируются на основе рыночного механизма, то есть участники рынка самостоятельно устанавливают цены на реализуемую продукцию.

На территории Омской области деятельность по торговле нефтепродуктами на автозаправочных станциях (далее – АЗС) «Газпромнефть» осуществляет
ООО «Газпромнефть-Центр», приобретающее указанные нефтепродукты (с нефтебаз) у ООО «Газпромнефть-Региональные продажи».

Омским УФАС России проводится ежедневный мониторинг цен на бензины автомобильные, реализуемые указанными хозяйствующими субъектами на территории Омской области, посредством которого осуществляется контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Согласно данным мониторинга рост розничных цен на бензин автомобильный наиболее востребованной марки АИ-92 за период с 01 января 2017 года по 07 декабря 2017 года составил 8,1 процента при повышении мелкооптовых цен на 9,6 процентов, таким образом, отсутствуют признаки необоснованного роста цен на розничном рынке. Рост мелкооптовых цен ООО «Газпромнефть-Региональные продажи», в свою очередь, связан с повышением цен ПАО «Газпром нефть» на 11 процентов за аналогичный период времени, контроль за деятельностью указанного хозяйствующего субъекта (ПАО «Газпром нефть») осуществляется ФАС России.

 

Наверх