Вопросы, касающиеся применения постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Требуется ли устанавливать запрет на допуск иностранного программного обеспечения (далее – ПО) (или подготавливать обоснование невозможности установления такого запрета) в следующих случаях:

а) при оказании услуг (выполнении работ) по техническому обслуживанию информационных систем, оборудования, если в ходе оказания услуг (выполнения работ) требуется обновление уже установленного у заказчика ПО до актуальной версии;

б) при выполнении работ по разработке информационных систем;

06 декабря 2017, 10:23

При осуществлении государственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Омское УФАС России действует в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом о контрактной системе и Положением о территориальном  органе  Федеральной  антимонопольной службы, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 23.07.2015 № 649/15, зарегистрированным в Минюсте России 24 августа 2015 г. № 38653, и при этом не наделено правом давать разъяснения о правоприменении Федерального закона о контрактной системе.

Вместе с тем  считаю возможным высказать позицию Омского УФАС России по вопросам, изложенным в Вашем обращении:

1. В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

При этом пунктом 1 Постановления № 1236 утверждены Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр) и Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета).

Согласно пункту 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета обоснование должно содержать указание на:

а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;

б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;

в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;

г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).

В силу пункта 7 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, предусмотренную пунктами 1 – 12 части 1 настоящей статьи.

 По мнению Омского УФАС России, при оказании услуг (выполнении работ) по техническому обслуживанию информационных систем, оборудования, если в ходе оказания услуг (выполнения работ) требуется обновление уже установленного у заказчика программного обеспечения (далее – ПО) до актуальной версии в извещении о проведении электронного аукциона и документации об аукционе надлежит устанавливать запрет на допуск иностранного ПО.

При этом надлежит подготавливать именно обоснование невозможности соблюдения данного запрета, а не обоснование невозможности установления такого запрета, как указано в Вашем обращении. 

Также  при выполнении работ по разработке информационных систем в извещении о проведении электронного аукциона и документации об аукционе надлежит устанавливать вышеуказанный запрет. В случае, если осуществляется разработка российской информационной системы, то обоснование невозможности соблюдения такого не подготавливается

Наверх