Реклама мужских салонов. Использование женских образов в реклама. Каковы критерии оценки непристойности и оскорбительности таких образов?

03 октября 2017, 17:56

Диспозиция части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» не допускает использование в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Как правило, определенной мерой оценки восприятия потребителями рекламы является количество обращений и заявлений, поступающих в антимонопольный орган с реакцией на распространяемые рекламные изображения, интернет-обсуждение рекламных изображений и т.д.

Отсутствие подобных обращений граждан (реакции на рекламу) свидетельствует о том, что рекламное изображение не воспринимается жителями г. Омска как оскорбление или непристойность.

Реклама «мужских салонов» неоднозначна и индивидуальна в каждом случае. Выявленная в 2016 и 2017 годах реклама подобных салонов не содержит оскорбительных и непристойных образов и выражений.

При этом необходимо учитывать, что использование в рекламе фраз «мужской салон», «мужской клуб» и т.п. выражений, при отсутствии в рекламе оскорбительных или непристойных образов, Федеральным законом «О рекламе» не установлен.

При Омском УФАС России создан Экспертный Совет по рекламе, который состоит из представителей федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в лице Департамента имущественных отношений Администрации г.Омска, представителей рекламопроизводителей и рекламораспространителей, экспертов в отдельных областях знаний.

На заседаниях данного совета обсуждаются рекламные изображения, вызывающие неоднозначное восприятие, в том числе реклама подобных салонов, дается оценка ее воздействия на потребителя рекламы и соответствия требованиям Федерального закона «О рекламе».

В случаях, когда  Экспертный совет по рекламе признает рекламное изображение непристойным либо оскорбительным, Омским УФАС России в отношении рекламораспространителя либо рекламодателя возбуждается дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

Одновременно в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при привлечении какого-либо лица к административной ответственности, административный орган должен установить и доказать в действиях установленного лица состав вменяемого правонарушения.

Учитывая, что антимонопольные органы не наделены полномочиями на проведение оперативно - розыскных мероприятий, Омское УФАС России не имеет возможности собрать доказательства, свидетельствующие о том, что под вывеской подобных заведений оказываются услуги интимного характера.

При выявлении рекламы подобных салонов Омским УФАС России в каждом случае направляется обращение в правоохранительные органы с просьбой провести соответствующую проверку деятельности «мужского салона», а в случае установления факта оказания интимных услуг, направить соответствующие материалы в Омское УФАС России для возбуждения в отношении такого лица дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

При этом сообщаю, что в адрес Омское УФАС России из правоохранительных органов г.Омска сообщений об оказании интимных услуг в «мужских салонах» не поступало.

Наверх